Замедляем время...

26.08.2019
Оцените статью

Такие минуты редки, такие минуты быстротечны,

но всегда ярко светят нам, если сумеешь их поймать,

измерить, сохранить, и потом, в тяжелые времена,

возвращаешься к ним там, в светлых чертогах памяти,

на фоне языков пламени.

Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»

 

     Время! Произнесите это слово медленно, смакуя каждую букву, повертите на языке, ощутите необычайность звучания комбинации гласных и согласных, скрывающих за собой бесконечность. Звучит красиво… и непонятно! В классической физике время представляет собой равномерную последовательность повторяющихся событий, которая позволяет его измерять, и на этом принципе работают все часы. В квантовой физике время зависит от стороннего наблюдателя, то есть часы тикают с разной скоростью, в зависимости от того, кто их носит.

            И если хронометры на руках доктора и пациента, ожидающего свой диагноз, могут показывать одинаковое время, то по внутренним, субъективным ощущениям, время у каждого из них точно течет по-разному. Да и в детстве нам кажется, что время ползет черепахой, а с возрастом черепаха плавно превращается в коня, меняющего шаг на рысь, а затем и на галоп.

              Почему так происходит? Ведь двадцать лет назад и через пятьдесят лет часы шли и будут идти с одной и той же скоростью. Про погрешность механизмов мы не говорим! Ну пусть это будут атомные часы, которые накопят погрешность в одну секунду за несколько сотен миллиардов лет.

              Для годовалого ребенка один год – это вся жизнь. Для пятидесятилетнего человека это всего лишь 2% жизни. И жизнь эта принципиально разного качества. Каждый день ребенка содержит массу новых впечатлений, что делает время намного более значимым, острым, ощутимым. Кроме того, нервная система еще тонкая и чувствительная, не успевшая нарастить фильтры и толстую кожу. Первая гроза, раскаты грома, встреча с морем и освежающие брызги соленых волн, закаты и рассветы, первый поцелуй, первая вершина…

      Еще, у детей есть способность формировать более качественные воспоминания — более резкие и продолжительные, чем у взрослых. Некоторые связанные с памятью рецепторы в мозге хуже работают с возрастом, что делает ранние годы по ощущениям гораздо более насыщенными опытом и смыслом, чем недавние.

            А что же у взрослых? Все распланировано и расписано на несколько дней вперед, повторяющаяся работа и рутина, одни и те же задачи, одни и те же роли, одинаковые формы развлечений, жизнь на автопилоте. Все слишком знакомо, чтобы вызывать эмоции. И толстая кожа, пробить которую могут лишь очень сильные раздражители, зачастую уже несущие непосредственную угрозу выживанию. Все мы знаем, как сильно обостряется ощущение жизни, если только что удалось избежать смертельной опасности. Невозможно передать словами, насколько вкусен первый глоток воздуха после длительной задержки дыхания.

            Что же делать? Ответ на этот вопрос сложен и прост одновременно. Время замедляется путем углубления наших дней. Если мы, как дети, будем погружаться в каждый текущий момент, не проскакивая его на автомате, чувствуя и ощущая его, как в детстве, проживая более полно, эмоционально, с яркими впечатлениями и чувствами, добавляя к нему накопленные знания, мудрость и опыт, время замедлиться.

            Для этого нужно тренировать способность концентрироваться на том, что мы делаем, сознательно выбрасывая из своей жизни моменты, включающие действия на автоматизме. А значит практиковать общение с приятными нам людьми, физические упражнения, конечно же садоводство, спорт, танцы, различные виды искусств, путешествия. Одним словом, все то, что помешает нашему уму провалиться в привычные автоматические состояния. И тогда проживаемые годы превратятся в годы длинные, незабываемые, полные ярких ощущений и впечатлений, насыщенные событиями и надеюсь, счастьем. И пускай проживаемые вами мгновения растянутся настолько, насколько это вообще возможно…как в детстве!